Жильцы за всё заплатят

Тема ЖКХ для обывателя может показаться сложной, чтобы в ней разобраться, хотя мы все ежедневно пользуемся коммуслугами, платим за тепло, свет и воду. В отличие от жильцов, управляющие и ресурсоснабжающие компании понимают, о чём идёт речь, когда говорят о нормативах, тарифах и общедомовых приборах учёта. Мы же с вами оказываемся в проигрыше, так как почти не сталкиваемся с нюансами, например, теплоснабжения. Платите за тепло по счётчику ежемесячно, как вдруг приходит квитанция, в которой сумма в разы больше. Зададитесь ли вы вопросом, в чём дело?

Этой осенью с такой проблемой пришлось столкнуться мне: в квитанции за сентябрь оказался долг 300 рублей за тепло, хотя отопительный сезон в Чите начался с 22 сентября, а батареи в квартире мы не включаем до холодов. Конечно, я задался вопросом – за что 300 рублей? Позвонил в ТГК-14, говорят: в доме выведен из эксплуатации общедомовой счётчик, с сентября тепло считаем по нормативу. А почему нас, жильцов, об этом не предупредили? В ТГК-14 ответили, что жильцов не оповещают, заниматься счётчиками - обязанность УК. Выяснилось, что управляющая компания «Бытсервис» не успела в срок провести обслуживание общедомового счётчика, и теперь я должен платить за услугу, которой по факту не пользовался. Получается, за нерасторопность управляющей компании и молчание ТГК-14 должен платить потребитель? Давайте разберёмся!

Читинцы переплачивают сотни тысяч

Интересная ситуация: жильцы не имеют доступа и информации о работе общедомового счётчика, ТГК-14 о выходе из строя счётчика нас не оповещает, а управляющие компании порой вовремя не проводят поверку прибора. В итоге крайними оказываются жильцы дома, которые и переплачивают за тепло. Ведь известно, что плата по нормативу выше, чем по счётчику – разница доходит до нескольких тысяч рублей в месяц. 


Что такое плата за тепло по нормативу?

Плата за тепло = Площадь помещения * Норматив потребления * Тариф на теплоэнергию

Норматив и тариф своим приказом устанавливает Региональная служба по тарифам. Норматив потребления измеряется в гигакаллориях на квадратный метр помещения.


Если очень коротко, то такой порядок закреплён правительством России в Правилах предоставления коммуслуг. При выходе из строя общедомового счётчика в течение трёх месяцев идёт расчёт по среднемесячному потреблению, а затем - по нормативу. 

Чтобы поглубже вникнуть в проблему, обратимся к экспертам, юристам и министрам, а также попросим прокомментировать спорный вопрос ТГК-14 и Госинспекцию Забайкальского края. 

То, что проблема с общедомовыми счётчиками в Чите действительно есть и с ней сталкиваются жители десятков домов, подтвердил председатель Общественного совета при РСТ Забайкальского края, член Общественной палаты региона Анатолий Старостин. 

- Сегодня в Чите такая ситуация: у нас несколько сотен общедомовых счётчиков, при этом беспорядок полнейший. Смысл в том, что не все управляющие компании заинтересованы, чтобы эти счётчики работали в принципе. Потому что их надо обслуживать, а обслуживание стоит денег. Счётчики часто выходят из строя - влияет и качество воды, и качество самого счётчика, и качество его эксплуатации, - говорит Анатолий Старостин. – И народ, к сожалению, у нас не всегда вникает в это дело: платят за тепло, а потом вдруг другая цена пошла. А то, что счётчик перестал работать, что начисляют по нормативу, не каждый объяснит, и не каждый жаловаться пойдёт. Половина людей этого не понимают и не требуют от управляющих компаний добросовестной работы.

По словам Анатолия Старостина, сегодня не совсем понятно, кто должен вести мониторинг деятельности управляющих компаний в части эксплуатации счётчиков. А ведомств, которые могут этим заниматься, несколько – городское управление ЖКХ, Государственная инспекция Забайкальского края, министерство территориального развития (там есть своё управление ЖКХ). Из-за этого, отмечает он, общедомовые счётчики часто работают до ближайшей поверки, а потом выходят из строя, пока жильцы не начнут бить тревогу из-за возросшей платы за тепло.

- Мы планируем провести три общественных совета совместно с РСТ и УФАС. Я составил вопросы, в том числе к ТГК-14, чтобы узнать, каков у нас парк учёта этих счётчиков, сколько они работают, сколько отказов, кто их эксплуатирует, - поделился эксперт. 

Редакция Заб.ру запросила такую информацию у ТГК-14, и узнала много интересного. Но об этом чуть позже. Помимо прочего, я воспользовался тем, что на портале Заб.ру в рубрике «Интервью» на вопросы читателей отвечал глава краевого Минтера Виктор Паздников, и спросил у него: контролирует ли как-то министерство ситуацию со счётчиками? Министр ответил, что этот вопрос к полномочиям его ведомства не относится. 

- Установка и эксплуатация общедомовых счётчиков относится напрямую к полномочиям муниципалитета, - пояснил Паздников и дал совет. - О возникающих проблемах необходимо сообщить в свою управляющую компанию с заявкой (обязательно записать её номер). Если управляющая компания в указанные сроки не устранит данную проблему, то обращайтесь в Государственную инспекцию Забайкальского края, указав номер заявки. Инспекция в рамках своих полномочий окажет воздействие на УК. 

В общем-то, так я и поступил: написал в УК претензию, чтобы ускорить обслуживание счётчика и попытаться через суд вернуть переплату за тепло. Вряд ли ситуация разрешится быстро, переплатить придётся больше. Устно в управляющей компании мне пояснили, что не уложились в сроки, так как пришлось заказывать новый счётчик из другого города. Однако жильцов о возможной переплате никто не предупредил, и изначально непонятно было, решается ли проблема. 

Кстати, самостоятельно ни управляющая компания, ни ТГК-14 перерасчёт делать не будут, так как вроде бы всё по закону, но вопреки здравому смыслу - счётчик есть, но платишь не по нему. Благо, имеются примеры отстаивания прав через суд. Так, в 2016 году житель Сыктывкара в суде добился перерасчёта платы за отопление, выставленной по нормативу, а также взыскал с УК моральную компенсацию в 1 тысячу рублей за несвоевременную поверку общедомового счётчика (вот решение суда). 

В Госинспекции Забайкальского края на просьбу прокомментировать ситуацию сообщили, что в этом году к ним поступило уже 45 жалоб от читинцев как раз по этому поводу – плата за тепло резко возрастала из-за того, что управляющие компании вовремя не проводили поверку счётчиков. Ведомство по этим заявлениям проводит проверку и выдаёт предписание управляющей организации на ввод счётчика в эксплуатацию.

- В случае невыполнения предписания в отношении управляющей организации возбуждается административное делопроизводство. Все предписания находятся на контроле инспекции, - пояснили в ведомстве.

Общедомовой счётчик тепла периодически требует поверки. Её сроки указывает производитель. Как правило, это раз в 3-4 года. 


В Забайкалье более тысячи домов имеют техническую возможность установки общедомовых счётчиков. В Чите на прямых расчётах с ТГК-14 находятся 1570 домов, сообщили нам в компании. Из них 373 оборудованы общедомовыми счётчиками. Ещё по 185 домам, имеющим общедомовые приборы учёта, договора заключены между ТГК-14 и УК.


С такой же проблемой сталкиваются и предприниматели Читы. Юристы Союза «Забайкальская Торгово-промышленная палата» говорят, что суды редко встают на сторону потребителя в споре за тепло. 

- У нас уже наработана судебная практика по разбирательствам с общедомовыми приборами учёта тепловой энергии. Часто управляющие компании противятся установке таких счётчиков, списывая всё на неудовлетворительное состояние трубопровода в доме. Мы советуем жильцам обращаться с претензией в управляющую компанию, а также с жалобой в жилищную инспекцию, - прокомментировали в Союзе «Забайкальская ТПП». 

Что об этом говорят в ТГК-14?

В декабре 2017 года 15 домов в Чите перевели на метод расчёта по «нормативу» из-за окончания срока поверки общедомовых счётчиков, сообщили в ТГК-14 на запрос Заб.ру. И до сих пор эти счётчики не введены в эксплуатацию. Это 13 домов в мкр. Гвардейском, обслуживаемые управляющей компанией «Каштак», и два дома по ул. Угданской, находящиеся под управлением ОАО «Служба заказчика».

В читинском посёлке Каштак этой осенью возникла по-настоящему скандальная ситуация. ТГК-14 стоит на позиции, что управляющая компания саботирует ввод счётчиков в эксплуатацию, не желая их принимать в своё ведение. УК, конечно же, имеет противоположную точку зрения. Но пока две компании выясняют отношения, жильцы вынуждены переплачивать по несколько тысяч в год за тепло. 

Стоимость поверки одного общедомового счётчика составляет около 14 тысяч рублей, следует из данных, предоставленных ТГК-14. Не вдаваясь в подробности ситуации, можно увидеть, что УК «Каштак» нужно потратить 180 тысяч рублей на 13 домов, чтобы разобраться с проблемой. Однако жильцы отдельно взятого дома в мкр. Гвардейском за год уже переплатили более 300 тысяч рублей. В ТГК-14 подтвердили, что у них возрастает поступление средств от граждан при оплате «по нормативу» вместо оплаты по «счётчику». В компании привели пример начисления за тепло по дому в мкр. Гвардейский, 1 (интересно, что начисления по счётчику указаны ниже, чем по нормативу, а переплата по дому возникла за летние месяцы): 

Как уверяют в ТГК-14, они «заблаговременно направляют в управляющие компании письма об окончании срока поверки». Составляются акты ввода/вывода счётчика из-под коммерческого учёта в присутствии представителя УК, которая в свою очередь должна проинформировать жильцов. Также в ТГК-14 заявили, что они не могут понуждать управляющие компании к восстановлению общедомовых счётчиков, так как не являются контролирующим органом. Монополист обращается в Госинспекцию, чтобы ведомство взяло ситуацию под контроль и приняло меры. Но почему бы ТГК-14 не начать оповещать о существующей проблеме самих потребителей, а не только УК? Ведь тогда будет больше шансов, что проблема со счётчиком решится быстрее - за дело возьмутся жильцы, заинтересованные в этом финансово.

Что делать жильцам?

Вот такие рекомендации дала Государственная инспекция Забайкальского края, чтобы избежать увеличения расходов в связи с выходом из строя общедомовых приборов учёта:

- Собственникам на общем собрании нужно избрать совет многоквартирного дома. Совет дома может контролировать оказание услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества, качество коммунальных услуг. Соответственно, совет дома является связующим звеном во взаимоотношениях между управляющей организацией и собственниками квартир. 

Ещё обратимся к Правилам оказания коммунальных услуг (полностью с ними ознакомиться можно здесь). В них говорится, что управляющая компания обязана ежемесячно снимать показания общедомового прибора учёта в период с 23-го по 25-е число месяца и заносить их в журнал учёта. Потребителю по его требованию должны в течение одного рабочего дня дать ознакомиться с показаниями общедомовых счётчиков. УК обязаны три года хранить эти данные. Также управляющие компании должны предоставлять любому потребителю в течение трёх рабочих дней письменную информацию о помесячных объёмах потребления за запрашиваемый период. 

Использование счётчиков выгодно для потребителя, так как не приходится зря переплачивать. Но с описанной выше ситуацией может столкнуться каждый, поэтому надо понимать, хотя бы поверхностно, суть проблемы. А в случае резкого роста платы за тепло - не бояться обращаться в УК за разъяснениями. И ещё, как советуют юристы, в случае недоработки управляющей компании лучше писать коллективную жалобу, сообща с соседями. Как говорится, чтобы наверняка. Тем более речь идёт об общедомовом имуществе.