С 1 марта забайкальцам, как и всем россиянам, предписано по-новому оплачивать потребление коммунальных услуг за общедомовые нужды (ОДН). Меняются нормативы учёта горячей и холодной воды, электричества и отопления на общих пространствах — лестничных площадках, в подъездах и лифтах.
Нужды есть, обслуживания нет
Оплата услуг на общедомовые нужды (ОДН) вот уже несколько лет, словно красная тряпка на быка, действует на забайкальцев. Сфера настолько запутана, что впору разбирать эту шараду с помощью экстрасенсов. Новые правила оплаты ОДН ничего нового не привносят, а вот произвола со стороны региональной власти добавляют. Постановлением правительства РФ №92 от 3 февраля 2022 года, положения которого вступили в силу сейчас, с 1 апреля текущего года проводится перерасчет оплаты ЖКУ по новым правилам за весь прошлый год. Итоговая сумма зависит от региона: если нормативы были сильно занижены, в платежках единовременно может появиться значительная дополнительная сумма, если завышены — наоборот. Если стандарты старались приблизить к реальным, то разница будет небольшой.
Как видим, обычному человеку, потребителю этих услуг, трудно разобраться во всех этих нормативах и стандартах – так что простор для накруток и злоупотреблений со стороны органов жилищно-коммунального хозяйства меньше не становиться. Тем более, что размеры тарифов определяют региональные органы. Как это происходит на практике, мы хорошо знаем. По каким критериям – пойди проверь! Недавно наш сайт рассказал о том, как с настоящим произволом столкнулись жильцы дома в Шилке, которым начисляют плату за ОДН при отсутствии общедомовых нужд. Жительница дома рассказала нашему корреспонденту, что её долг только за общедомовой расход электричества составил более 30 тысяч рублей. В чём дело, почему бюрократический механизм так работает – трудно разобраться даже Народному фронту, который взялся за это дело, и депутату Госдумы.
Понятно, что работники коммунальной сферы часто просто обдирают своих клиентов как липку. Например, нормы на общедомовые нужды нередко рассчитывают так, что диву даёшься. Некоторые управляющие компании в Чите на одну уборку подъезда пятиэтажного дома закладывают в тариф 60 вёдер воды. Или, например, каждую лампочку в подъезде (даже когда их там и вовсе нет) умножают на 90 киловатт и предъявляют жильцам счёт. Это объяснить нетрудно: многие жилищно-коммунальные организации фактически заинтересованы не сокращать, а завышать свои потери и собственные расходы, так как именно сверх этих расходов формируется их нормативная прибыль.
В сообщениях о новых правилах оплаты услуг по ОДН невозможно понять, как конкретно изменятся нормативы учета горячей и холодной воды, электричества и отопления на общих пространствах — лестничных площадках, подъезде и лифтах. Какие механизмы вводятся, чтобы эти тарифы не повышались, а хотя бы оставались стабильными продолжительное время? Об этом не говорится ничего.
Но есть общие тенденции, влияющие на рост тарифов. Работники коммунальной сферы всё время утверждают, что повышение тарифов связано с инфляцией, ростом отчислений в социальные фонды, индексацией заработной платы и материальных затрат. То есть даже рост зарплаты они вкладывают в тарифы – а она у энергетиков немалая.
Накрутил – и спи спокойно
Откуда тянутся корни такого потребительского отношения к гражданам со стороны монополистов? Да именно из монопольного положения энергетической и коммунальной сфер. Рыночными отношениями, где рост тарифов сдерживается жёсткой конкуренцией, и не пахнет. Даже в региональных программах нашего края, касающихся ЖКХ или рынка электроэнергии, составителями закладываются положения, что цены на эти услуги диктуются их себестоимостью. Такое могут написать только люди, которые понятия не имеют, что такое рыночная экономика. Выходит, что если искусственно накрутить издержки, себестоимость, то и тарифы можно смело повышать. Хотя при нормальных рыночных отношениях предприятия издержки стараются сократить – за счёт новых технологий, уменьшения потерь, более дешёвого и качественного сырья, современных предметов труда, рациональной организацией производства и т.д. Тот, кто этого добился – тот и с прибылью, на белом коне! А цены и тарифы диктуются рынком.
О том, насколько необоснованно повышение тарифов в энергетике (а эта составляющая имеет решающее значение в услугах ЖКХ), говорил Владимир Путин на одном из совещаний: «Есть примеры, когда реальные акционеры сбытовых организаций неизвестны, всё спрятано в офшорах, рост прибыли от продаж электроэнергетики составляет 279% у сбытовых организаций, а дивидендные выплаты выросли на 312%. В основе всего этого – безумно завышенные тарифы для населения».
Но что же нового в очередном Постановлении федерального правительства по ЖКХ? Что даёт оно нашим гражданам? Вот с 1 апреля, как сказано выше, людям придут новые платежки за коммунальные услуги — с перерасчетом ОДН за прошлый год. Чего от них ждать? Еще в прошлом году существовали ограничения: даже если в доме есть общие приборы учета, сумма на каждого потребителя не могла превышать нормативы. Они в свою очередь устанавливаются региональными властями. Когда фактическое потребление выходило за эти пределы, разницу доплачивала управляющая компания. Но правило перестало действовать с сентября 2022 года — теперь собственники должны «закрывать» весь объем ОДН. То есть и для тех, кто платил по факту (по приборам), и для тех, кто платил по нормативам, стандартные цифры перестанут быть границей, за которую нельзя выходить при начислении платежей. Раскошеливайся по полной. Как говорит руководитель практики «Коммунальное хозяйство, энергетика и управление недвижимостью» Сергей Сергеев, изменения в сторону увеличения платежей почувствуют все жители многоквартирных домов. Исключения возможны только в том случае, если в каких-то регионах будут приняты сглаживающие административные решения.
Можно ли нам, забайкальцам, надеяться на какие-то «сглаживающие» решения от региональной и местной власти?