Как известно, с 1 июля мы должны оплачивать тарифы на услуги ЖКХ по новым, более высоким тарифам. Газета «Аргументы и факты» (за 26 июня – 2 июля с.г.) провела анализ по регионам и выяснилось, что Забайкальский край возглавил ТОП-5 регионов с самым высоким ростом новых тарифов – 15%.
Тарифы вверх, качество вниз
Для нас, забайкальцев это не новость, такое опережение других регионов в нашем крае было уже не раз. Самое печальное здесь то, что перед повышением тарифов никто и не подумал сделать детальный аудит того, за счёт чего такой рост, как складывается экономика энергетиков, жилищно-коммунальных организаций и проч. Почему потребовался такой антирекорд в Забайкальском крае? А вот, например, по данным того же «АиФ», в республике Хакассия тарифы (за исключением электроэнергии) установленные ещё 1 декабря 2022 года с повышением на 4%, оставили неизменными до 1 июля 2025 года. На Чукотке и в Магаданской области тарифы повысили на 4,9%. Во всех регионах страны тарифы возросли не в таком размере, как в нашем регионе.
Но без аудита наши коммунальщики могут объяснить всё так, как пожелают. Все же знают, что у нас творится в сфере жилищно-коммунальных услуг: и люди зимой замерзают в квартирах, и уроки в школах, бывает, отменяют по той же причине, и горячая вода отсутствует в жилищном секторе по нескольку месяцев кряду. В Борзе, например, люди от этого страдают уже несколько зим кряду – в этом году дело чуть было не дошло до голодовки жителей города, требующих отремонтировать котельную и обеспечить нормальный тепловой режим в квартирах и социальных объектах. Деньги для этого из бюджета выделяются немалые, но картина не меняется – и не только в ряде районов, но в самом краевом центре, где аварии в сфере ЖКХ идут одна за другой, а порядок с собственниками котельных власти навести не могут.
А почему коммунальщики не хотят, а власти не проявляют настойчивость на проведении серьёзного аудита, чтобы точно сказать гражданам – за счёт чего у нас в регионе такой большой рост тарифов? Почему они не хотят сначала увидеть полную картину того, что происходит в отрасли, и только потом уже проводить индексацию согласно официальному уровню инфляции? И вот тут возникают разные догадки и нехорошие подозрения. Давно ли было сообщение краевой прокуратуры, что коммунальщики включают в тарифы даже расходы не свойственные их профилю. Но мы-то знаем, что в них нередко включают даже затраты на собственные развлечения.
Бабушка оплатит и тариф, и застолье
Конечно, ЖКХ такая сложная сфера, где контроль со стороны государства должен быть постоянным и строгим. Но у нас, в Забайкальском крае, даже прежние нужные шаги в направлении реформирования коммунального хозяйства и повышения его эффективности давно забыты. Да и как может быть иначе, если уже ряд лет сфера коммунального хозяйства остаётся без непосредственных руководителей, при далеко неполном финансировании. А «варяги» как приезжают к нам, так с лёгкостью и покидают край, предпочитая в самый горячий период подготовки к зиме любоваться красотами экзотичных уголков нашей страны и затем выступать в роли блогеров, подобно бывшему министру ЖКХ Золотухину.
Ну, а если нет государственного контроля над отраслью – можно делать всё, что угодно. И включение в тарифы затрат коммунальщиков на собственные развлечения, даже застолья в ресторанах – факт не новый. И это не гипербола, а реальность. Помните, именно в этом как-то уличила работников ЖКХ «путинская бабушка» из г. Омска, прославившаяся на всю страну тем, что на «прямой линии» с президентом страны пожаловалась на произвол управляющих компаний, а также на чёрствость чиновников. В ответ президент обещал бабуле покровительство.
Нам бы в Чите такую бабушку! Но и без неё понятно, что работники коммунальной сферы часто просто обдирают своих клиентов как липку. Они, конечно, не пишут в счетах графу «посещение ресторанов», но зато пишут другой абсурд. Например, нормы на общедомовые нужды нередко рассчитывают так, что лиса Алиса с котом Базилио, ловко обчищавшие карманы деревянного Буратино, впору им позавидовать и брать уроки хитрости и лукавства. Некоторые управляющие компании в Чите на одну уборку подъезда пятиэтажного дома закладывают в тариф 60 вёдер воды. Или, например, каждую лампочку в подъезде (даже когда их там и вовсе нет) умножают на 90 киловатт и предъявляют жильцам счёт. Не зря аналитики отмечают: многие жилищно-коммунальные организации фактически заинтересованы не сокращать, а завышать собственные расходы, часто неоправданные, так как именно сверх этих расходов формируется их нормативная прибыль и повышение тарифов.
Откуда тянутся корни такого потребительского отношения к гражданам со стороны монополистов? Да именно из монопольного положения коммунальной сферы. Рыночными отношениями, где рост тарифов сдерживается жёсткой конкуренцией, и не пахнет. Даже в наших региональных программах, касающихся ЖКХ или рынка электроэнергии безграмотными составителями закладываются положения, что цены на эти услуги диктуются их себестоимостью. Такое могут написать только люди, которые понятия не имеют, что такое рыночная экономика. Выходит, что если искусственно накрутить издержки, себестоимость, то и тарифы можно смело повышать. Хотя во всём мире издержки стараются уменьшить – за счёт новых технологий, сокращения потерь, более дешёвого и качественного сырья, современных предметов труда, рациональной организацией производства и т.д. Тот, кто этого добился – тот и на белом коне! А цены и тарифы диктуются рынком.
Но в Забайкальском крае сложилась своя, специфическая тарифная политика. Цены на уголь также никто не контролирует, угольщики поднимают их каждый год, никому ничего не объясняя, и управы на него нет. Разве при таком положении дел можно говорить о цивилизованном рынке и справедливых тарифах?
Ну, а пока в этих отраслях контроля со стороны государства нет, то их руководители и дальше будут ходить в рестораны за счёт «путинской бабушки». И миллионов других потребителей.
Так что удивляться антирекорду нашего края в сфере ЖКХ не приходится.