Конец 2022 года. На международном автомобильном пропускном пункте в Забайкальске транспортный коллапс – стоимость за проезд в Китай достигла 300 тысяч рублей. Проблему с очередью из большегрузов пришлось решать силовым методом.
Были задержаны местные политики, спортсмены, волонтеры и даже бывшие сотрудники полиции. ОПГ, которое нажила огромное состоянии на нерешаемой никем ситуации перестала существовать. Ввели электронную очередь. По май 2024 года все шло тихо, сегодня с очередями, уже электронными ситуация выходит из-под контроля.
Ольга ИВАНОВА, работник сферы грузоперевозок:
«Сейчас на данный момент ситуация такая – собственники записаться в очередь сами не могут. Очередь открывается только в шесть асов вечера по Забайкальскому краю, есть хакеры, которые прямо в группах по перевозкам МАПП Забайкальск, предлагают в открытую свои услуги по записи в эту электронную очередь, чтобы туда записаться естественно собственники должны дать логин от своих кабинетов, потому что по-другому ты не запишешься и стоимость этой услуги сначала была 2000, 5000, на данный момент она составляет 10000»
С появлением электронной очереди появились и боты, алгоритмы и функционал которых настроен на то, чтобы зарезервировать слот в очереди с дальнейшей целью продажи этой очереди.
Анатолий АНТОНОВ, руководитель филиала «Ассоциации международных автомобильных перевозок»:
«Как объясняет Росгранстрой – сама система на сегодняшний день перегружена. До 25 было 288 мест, сейчас принято решение постепенно увеличивать и к 8 мая выйти на 360 мест в сутки
- к 8 мая, это следующий год?
- Ой, к 8 августа, прошу прощения, к 8 августа должна быть система - увеличить пропускную способность до 360, но, как заявляет Росгранстрой, люди ответственные за эту часть – она на сегодняшний день перегружена эта система. Даже будет 360 мест, а заявок в сутки пытается регистрировать около 1000. Это все равно не решит эту проблему. И получила развитие какая проблема, что боты, так называемые, то есть программные разработки умельцев, программистов, идёт борьба за доли секунды, чтобы успели регистрировать. Поэтому сама регистрация длится где-то порядка 15-16 минут, а то и того меньше, несколько минут и фактически очереди кончаются. Люди не могут записаться. А люди разные у всех разные способности к электронике. Тем более появились объявления о перепродаже этих очередей. Есть такие недобросовестные люди, которые хотят заработать на этом деле»
И заработать получается. Так перевозчики сами предоставляют все данные для личного кабинета, чтобы записать в очередь машину. И все – перевозчик на крючке больше самому попасть в очередь становиться практически невозможно.
Ольга ИВАНОВА, работник сферы грузоперевозок:
«Но фишка какая, что мы как собственники можем зайти в шесть часов вечера и успеть записаться, но так как уже был логин и пароль им дан когда они всю эту тему замутили, то они имеют доступ к этом кабинетам и они эти очереди отменяют и ставят те машины которые обращаются к ним за деньги. Помогите пожалуйста это скорее всего на федеральном уровне, потому что электронная очередь — это прямо создано специально, Росгранстрой к ней имеет отношение, и мы так понимаем, что здесь завязана коррупция на очень высоком уровне. Мы простые люди, которые работают, мы не можем эту ситуацию изменить, потому что попали в ловушку. Помоги пожалуйста, можем связаться, показать, у нас есть скрины, записи и отмены, отменяли не мы»
Сейчас по изложенным фактам ведется проверка. Ситуация может поменяться в сентябре. Когда в электронную очередь можно будет зарегистрироваться через Госуслуги. Сейчас на одну учетную запись введено ограничение – не более 3-х активных авторизаций. Однако остается проблема – что зарегистрированные транспортные средства в очереди не синхронизированы с реестром, то есть фактически сложно выяснить – кто встал в очередь бот или добросовестный перевозчик. Систему мониторинга как в Республике Крым и Херсонской области только планируют ввести на МАПП Забайкальск»
Вячеслав Бортницкий, Ирина Тимофеева и Иван Корнев. ЗабТВ